Создать аккаунт
Войти





16.6 MB

Twitter Facebook Google Livejournal Pinterest

Маралов в.г основы самопознания и саморазвития скачать книгу


Описание: Маралов в.г основы самопознания и саморазвития скачать книгу
Имя файла: maralov-v-g-osnovy-samopoznaniya-i-samorazvitiya-knigu

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В. Г. МАРАЛОВ

ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов педагогических учреждений среднего профессионального образования

2-еиздание, стереотипное

Москва

АСАDЕМА

2004

УДК 371 (075.32) ББК 88.8я723 М25

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ В.А. Ситаров;

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Вологодского государственного педагогического университета В.Н. Карандашев

Маралов В. Г.

М 25 Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений.

— 2-еизд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. 15ВК5-7695-0877-9

Учебное пособие, посвященное актуальным проблемам психологии самопознания и саморазвития, раскрывает понятия, структуру, механизмы, барьеры самопознания и саморазвития, их роль и значение в жизни человека. Особое внимание уделяется вопросам психолого-педагогическойподдержки и сопровождения самопознания и саморазвития на разных возрастных этапах, а также в сфере профессиональной деятельности педагога.

Пособие включает практикум, где приведены конкретные диагностические методики, упражнения и задания для студентов средних специальных учебных заведений в процессе освоения курса «Основы самопознания и саморазвития».

Для студентов средних педагогических учебных заведений.

УДК 371(075.32) ББК 88.8я723 I8ВN 5-7695-0877-9

©Маралов В. Г., 2002

©Издательский центр «Академия», 2002

ВВЕДЕНИЕ

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек — мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден — его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т. е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-тобудет уповать на талант, иные — на умение строить отношения с другими людьми, акто-тобудет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.

Утверждение ценности самопознания и саморазвития прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогическихконцепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания и саморазвития, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В христианстве самопознание есть открытие в себе Божественного начала, а саморазвитие — путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви. В гуманистически ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью и судьбой.

Только в этом случае он обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Примерно в этом направлении двигаются и педагогическая мысль, и практика работы образовательных учреждений: от идеи получения наперед заданных результатов личностных свойств, знаний, умений, навыков — к идее развития молодого человека; от идеи всестороннего развития — к идее саморазвития и создания условий для ее существования. Поэтому в последнее время разрабатываются специальные технологии в рамках гуманистического направления в науке и практике, где идея саморазвития становится главенствующей, что нашло отражение в возникновении понятий «личностно-ориентированныйподход», «личностноориентированное обучение»,«личностно-ориентированнаядидактика» и т. п.

В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводят к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок. Потому самопознание и саморазвитие нуждаются в тактичном сопровождении со стороны Учителя, который, не навязывая стереотипов, вовремя поддержит, окажет помощь, даст совет, научит обращаться к собственному опыту или к опыту других людей. Более того, человек, решивший посвятить себя педагогической карьере, должен уметь оказывать поддержку в процессах самопознания и саморазвития детям, но для этого и сам должен заниматься самопознанием и саморазвитием, иначе его поддержка и сопровождение не будут иметь никакого смысла.

Все сказанное делает востребованными знания о том, что такое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жизни, каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастных этапах, как и посредством чего можно познавать себя, и о многом-многомдругом. Этим проблемам и посвящено настоящее учебное пособие, которое состоит из двух частей: теоретической и практической.

Втеоретической части четыре раздела. В разделе 1 «Психология самопознания» дается понятие самопознания, раскрывается его значение для жизни человека, описываются сферы и области самопознания, показывается, что самопознание является структурным компонентом самосознания человека. Особое внимание обращается на процессуальную сторону самопознания, способы и средства, механизмы и барьеры самопознания.

Вразделе 2 «Психология саморазвития» вводятся понятия «развитие» и «саморазвитие», описываются стадии саморазвития, раскрываются его формы: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация; механизмы, барьеры саморазвития.

Раздел 3 «Психолого-педагогическаяподдержка самопознания и саморазвития» посвящен вопросам становления самопознания и саморазвития на разных возрастных этапах, проблемам самовоспитания как средства саморазвития. Основной акцент делается на то, как организовать и осуществить поддержку самопознания и саморазвития у растущего человека, выделяются направления формирования культуры самовоспитания.

Раздел 4 «Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога» затрагивает вопросы поддержки самопознания и саморазвития уже самого педагога. Дается общая характеристика личности и профессиональной компетентности педагога, его профессионального самосознания, описываются закономерности профессионального самопознания и саморазвития, барьеры саморазвития, показывается, как в условиях образовательного учреждения можно создать такую атмосферу, которая способствовала бы актуализации способностей к самопознанию и саморазвитию у педагогов, раскрываются средства достижения этой цели.

Впрактической части — «Практикуме по самопознанию и саморазвитию» — приводятся конкретные диагностические методики, а также задания по организации поддержки самопознания и саморазвития у детей, примеры тренинговых упражнений. Практикум также состоит из четырех разделов, которые соответствуют логике построения разделов теоретической части пособия.

Часть I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ

§ 1. Понятие самопознания

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?» Разные люди по-разномуотвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами.

Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас — это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя».

Для многих эта фраза не составляет тайны, и они понимают ее буквально как императив (указание), что нужно познать себя. Если же попросить охарактеризовать себя («Что же ты о себе знаешь?»), то, на удивление спрашивающего, ответ будет очень скупым и предельно обобщенным, например: «Я умный, добрый, справедливый, умею строить отношения с другими». Примерно таким же образом о себе отвечает маленький ребенок: «Я хороший», «Я большой», повторяя то, что ему говорят родители. Интересно отметить, что люди необразованные, проживающие в малокультурных обществах, вообще затрудняются оценить себя и дать характеристику.

Любопытный факт мы находим у отечественного психолога А. Р. Лурия, изучавшего в 30-егоды XX столетия психологические особенности крестьян в Средней Азии, которых просили оценить себя. Многие просто не понимали вопроса, другие, уяснив, что от них требуется, говорили: «Спросите у соседей обо мне, они лучше знают».

Человека высокой культуры и образования выражение «Познай самого себя» наводит на серьезные размышления, высвечивает все новые и новые философские вопросы. Мы зададим всего четыре:

Каково значение самопознания для человека?

Что в себе надо и что не нужно познавать? (Что выступает объектом самопознания?)

Как, каким образом человек познает себя? (Каковы механизмы, пути и средства самопознания?)

Человек познал себя, что дальше?

В ходе дальнейшего изложения постараемся дать ответы на эти вопросы.

§ 2. Значение самопознания в жизни человека

Впервые проблема самопознания возникла в религиозных концепциях Древнего Востока, где была предпринята попытка не только раскрыть значение и суть самопознания, но и

разработать уникальную технологию самопознания, элементы которой используются в современной психологии.

Внаиболее завершенном виде проблема самопознания раскрывается в буддизме. Суть учения буддизма изложена в трех проповедях Будды — принца Гаутамы.

Впервой проповеди Гаутама указывает на две крайности, которые необходимо избегать: потворство чувственным наслаждениям и крайний аскетизм. Этого можно добиться, выбрав срединный путь, который способствует видению и знанию, ведет к миру, высшей мудрости, просветлению и нирване. Далее Гаутама отмечает, что жизнь — страдание (дуккха): рождение, болезнь и смерть есть дуккха; все связанное с привязанностями, желаниями есть дуккха. Причина страдания состоит в желаниях, в привязанностях к жизни, в чувственных наслаждениях. Прекращение страдания возможно путем отделения от желаний, отречения, отказа, освобождения от них, что осуществляется посредством следования срединному, восьмеричному пути. Этот путь включает в себя: 1) правильное понимание; 2) правильную мысль; 3) правильную речь; 4) правильное действие; 5) правильный образ жизни; 6) правильное намерение; 7) правильное усилие; 8) правильную концентрацию.

Во второй проповеди излагается теория об отсутствии души у человека: «Тело (рупа) не имеет души. Если бы существовала душа, то тело не было бы субъектом дуккхи. Но так как тело является бездушным, оно — субъект дуккхи». Отсюда следует, что человек должен отказаться от своего Я.

Втретьей проповеди говорится о «колесе жизни», которое приводится в движение неведением, затмевающим истинный разум человека. Неведение рождает действия, в результате чего формируется обыденное сознание, которое выделяет в мире формы. В процессе контакта с формами появляются чувства, вызывающие желания, желания становятся причиной жадности, жадность ведет к жажде вечного существования, жажда к жизни — к рождению, неизбежным следствием рождения являются старость и смерть. Иначе говоря, живое существо обречено на вращение в «колесе жизни», пока не обратится к учению Будды.

Чего же необходимо достигать, чтобы вырваться из «колеса жизни»? Человек, исповедующий буддизм, должен отречься от своего Я, достичь просветления и в конечном счете нирваны. Нирвана — это состояние полного внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, отрешенности от внешнего мира. Нирвана — полное слияние с абсолютом.

Как достичь состояния нирваны? Вот здесь-тои выступает на первый план самопознание. Выстраивается цепочка: совершенноесамопознание—совершенноесаморегулирование — просветление— нирвана. Таким образом, самопознание является непременным условием достижения предельной цели, т. е. состояния нирваны. Человек, который не знает себя, никогда не приблизится к ней, надолго останется в «колесе жизни».

Одним из ведущих средств самопознания является медитация, которой в буддизме придается огромное значение. В процессе медитации буддист подвергает интуитивному рассмотрению свой собственный поток психики, свое Я — образы, чувства, мысли, стремления и т. п., в результате чего обнаруживает, что все это не имеет отдельного, независимого существования и

вэтом смысле нереально, что его Я нельзя свести ккакому-тоодному проявлению его психики, ни к их сумме, и поэтому говорить о своемЯ как очем-тореально существующем можно лишь условно. Таким образом, самопознание через медитацию освобождает человека, делает его саморегуляцию естественной, приводит к полному самообладанию за счет актуализации подсознания, в результате чего достигается гармоничное единение с миром.

Несколько по-иномурассматривается значение самопознания вхристианстве. Как известно, основными идеями христианства являются: идея греховности, идея спасения и искупления, идеяБога-человека,Бога-спасителя.

Из идеи греховности выросло, с одной стороны, учение о греховности как причине всех несчастий, обрушившихся на человечество, с другой — учение об избавлении, спасении. Таким избавителем и спасителем стал Иисус Христос, который принес себя в жертву человечеству, миру. Эта добровольная жертва избавила человечество от греха. Поэтому вера в Иисуса Христа, следование его учению — путь личного спасения для каждого верующего.

Самопознание в христианстве выступает как средство постижения своей божественной природы, единения с Богом.

В справочниках последних лет и энциклопедических словарях по религиозным объединениям и религиям мира чаще упоминается принц Шакьямуни («отшельник») — это второе имя принца Гаутамы. — Примеч. ред.

Здесь проводится грань между индивидом и личностью. Для индивида характерно самоутверждение, которое в конечном счете приводит к обособлению существования, к отрицанию другого ради того, чтобы не быть поглощенным, сокрушенным и т. п. этим другим, каков бы он ни был: «другой индивидуальный» или «другой коллективный». Личность же — это совсем иное, совершенная личность — это Бог. А поскольку человек создан по образу и подобию Божию, он также обладает личностью, но она нередко скрыта от него и представляется под видом индивида. Исходя из этих посылок, выводятся пути и средства самопознания. Самопознание индивида состоит в развитии в себе способности осознавать не только положительные, но и отрицательные стороны, принимать себя целиком. Чем в большей степени человек осознает меру своей греховности, чем в большей мере он становится на путь покаяния, тем в большей степени он становится на путь саморазвития, на путь быть самим собой.

Самопознание личности — это познание своего истинного призвания, которое состоит в открытии в себе образа Живого Бога. Средством этого является вера, способами — приобщение к таинствам церкви. В результате человек становится самим собой. «Быть самим собой, — пишет митрополит Антоний Сурожский, — значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились».

С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:

самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности;

самопознание — средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

самопознание — единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации. Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны и не выступают изолированно. В той или иной психологической концепции (а их большое множество) лишь акцентируется какая-либоодна сторона.

Например, в классическом психоанализе важной составляющей самопознания является осознание вытесненного в бессознательное. По мнению австрийского психолога и психиатра З.Фрейда, вытеснению подлежит все, что неприемлемо для сознания, прежде всего сексуальные и агрессивные тенденции. Роль психоаналитика состоит в том, чтобы помочь пациенту, используя специальные техники психоанализа, осознать и пережить то, что было вытеснено. В результате наступает катарсис (очищение) и выздоровление личности.

Ученики З.Фрейда, несколько отходя от положений своего учителя, идут дальше. Так, А.Адлер (также австрийский психиатр) смысл самопознания видит в познании человеком своей истинной жизненной цели, которая скрыта от личности нередко ложными целями, побуждающими его к превосходству над другими, к власти и т.п. Другой ученик — швейцарский ученый К.Юнг обращает внимание на познание в себе тех сторон личности, которые ушли в область так называемой Тени, т. е. сферу, которая не признается человеком в качестве своей, но реально существует и составляет неотъемлемую часть его самости (целостной личности). Задача состоит в том, чтобы познать эти стороны и принять их, обретая тем самым свою целостность и полноту собственного Я.

Впсихосинтезе, основателем которого является итальянский психолог Р.Ассаджоли, основная идея самопознания сводится к достижению внутренней гармонии, единению с ВысшимЯ. Для этого человек должен осознать, с какими чертами своей личности (т.е. субличностями) он себя отождествляет, в результате чего они берут «власть» над личностью в целом, определяя тем самым ее дисгармоничность.

Например, человек может отождествлять себя с «Отцом», «Начальником», «Неудачником», «Занудой», «Счастливчиком», «Ловкачом» и др. и вести себя в жизни в соответствии с избранной ролью. Чтобы обрести внутреннюю гармонию, он должен выявить и познать свои субличности, разотождествиться с теми из них, которые взяли над ним «власть», обрести полный контроль над всеми своими субличностями.

В гешталъттерапии, создателем которой является немецкий психолог Ф. Перлз, самопознание выступает как средство достижения человеком личностной зрелости. В качестве показателей зрелости личности Ф. Перлз выделяет следующие: умение находить поддержку

Гештальт (нем. Gestalt) — форма, образ, структура

всебе, а не в других; способность брать на себя ответственность; мобилизовать собственные ресурсы в сложных ситуациях; идти на риск, чтобы выбраться из тупика. Чтобы достичь цели (зрелости), человек должен познать и тщательно проработать свои невротические уровни: «клише» — на этом уровне он действует под влиянием сложившихся стереотипов; «искусственный» — здесь доминируют роли и различные игры; «тупик» — отсутствие поддержки других и адекватной самоподдержки; «внутренний взрыв», или «смерть», — именно дойдя в своем самопознании до этого уровня, человек открывает свое истинное Я, приобретает черты зрелой личности.

Особое значение проблеме самопознания придается в гуманистической психологии. Здесь самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, ее самоактуализации, т. е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают стать другие, социальное окружение. Одним из признанных авторитетов гуманистической психологии является американский ученый К. Роджерс. Согласно его концепции, в человеке выделяются две составляющие: РеальноеЯ и ИдеальноеЯ и одна составляющая, которая не принадлежит человеку, но оказывает на него большое влияние — это Социальное окружение. РеальноеЯ— система представлений о себе, своих чувствах, мыслях, стремлениях и т. д. ИдеальноеЯ — то, чем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания. Социальное окружение — это все то, что навязывается человеку со стороны: нормы, ценности, взгляды, способы поведения и т.д. Несоответствие, возникающее между РеальнымЯ и ИдеальнымЯ, порождает чувство тревоги, неадаптивные формы поведения, различные психологические проблемы, что приводит к искажению опыта либо отрицанию его. Отсюда самопознание — это средство овладения собственным опытом, глубинными переживаниями, в конечном итоге — средство быть самим собой. Для этого необходимо осознать, как личность воспринимает себя, как ее воспринимают другие, причины, побуждающие искажать свой опыт, действовать в угоду окружению. В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации, при которых только и возможна полнота жизни, ощущение радости жизни, осознание смысла жизни.

Наконец, с точки зрения здравого смысла, житейской психологии значение самопознания определяется достаточно просто. Если спросить любого человека, даже такого, кто вообще никогда не изучал психологию и имеет о ней смутное представление, в чем смысл самопознания, он, наверное, ответит так: «Самопознание позволяет наиболее полно использовать свои возможности в труде, в общении с другими людьми, в занятии каким-либоделом» — ив целом будет прав. В то же время некоторые могут ответить и так: «Я познаю себя, чтобы иметь власть над другими, манипулировать ими, добиваться своих целей». Таким образом, с позиций здравого смысла самопознание имеет два значения: одно — позитивное, другое — негативное. Действительно,позитивный смысл состоит в том, что любое дело, ситуация, другие люди предъявляют человеку определенные требования и, чтобы добиться успеха в работе, переговорах, завязывании отношений, он должен взвесить свои возможности, опереться на качества своей личности, но предварительно их нужно познать в себе.Негативный смысл состоит в том, что нередко хорошее знание себя, сильных и слабых сторон своей личности используется человеком в корыстных целях: для удовлетворения своих притязаний, своих амбиций, достижения превосходства над другими, обеспечения себе определенных привилегий и др.

Итак, мы попытались кратко ответить на вопрос, в чем значение и смысл самопознания для человека. Каждый это значение определяет для себя сам. В то же время в самом общем плане выделяются три значения, три спектра самопознания:

для религиозного человека самопознание — это способ единения с Богом через познание

всебе Божественного начала;

на поверхностно-психологическомуровне самопознание выступает как средство наиболее полного использования своих возможностей, способностей в жизни и деятельности либо как средство управления другими людьми;

на глубинно-психологическомуровне, который пытается вскрыть наука, самопознание

— это путь обретения психического и психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации.

§ 3. Сферы и области самопознания

Постараемся ответить на вопрос: что в человеке является объектом его самопознания? Если спросить любого из нас: «Что ты о себе знаешь?», то каждый сначала испытает определенное замешательство, после чего последует ответ, который наверняка будет состоять из нескольких обобщенных характеристик типа: «Я общительный, но немного стеснительный, в целом доброжелательный, несколько нерешительный» и т. п. Здесь возникает ситуация, подобная ситуации перед экзаменом, когда студент сразу одномоментно пытается вспомнить весь материал, что ему, конечно, не удается.

Но достаточно взять билет с конкретными вопросами, успокоиться, подумать, ответ будет гораздо глубже и содержательнее, при условии, естественно, если материал был хорошо изучен и проработан.

Так и в процессе самопознания необходимо выделить сферы и области собственной личности, которые мы желаем познать и исследовать. Одним из первых в психологии сферы самопознания выделил американский психолог У. Джемс (основоположник прагматизма). В качестве познаваемых элементов в сознании человека он выделяет: физическую личность, социальную личность и духовную личность.

Физическая личность — это телесная организация человека и все то, что принадлежит человеку или составляет его окружение (в современной психологии эти положения оспариваются учеными): одежду, семью, домашний очаг, состояние, продукты собственного труда.

Социальная личность — это признание в нас личности со стороны других людей. У.Джемс отмечает, что у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление.

Духовная личность — это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Все эти три типа личностей иерархически организованы. Высший уровень занимает духовная личность, низший — физическая. Социальные личности занимают промежуточное положение.

Следовательно, самопознание, согласно У.Джемсу, может осуществляться на уровнях физической, социальной и духовной личности.

В отечественной психологии большинство ученых придерживаются положения о биосоциальной природе человека. В соответствии с этим выделяются его биологические и социальные свойства. Поэтому долгое время в науке господствовало представление о двухуровневой организации человека: индивид и личность, и только начиная с80-хгодов XX столетия вводится промежуточная переменная — социальный индивид. В частности, отечественный психолог В. В. Столин в человеке выделяет три уровня его организации: организм, социальный индивид и личность. Какбиологический индивид (организм) человек характеризуется определенной конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнообразными биологическими потребностями.Социальный индивид — способностью осваивать окружающий мир, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения.Личность — способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать свое поведение в системе отношений с окружающими людьми.

Эти уровни также иерархически организованы, высший из них — личность, низший — организм.

Отсюда становится понятно, что мы можем познавать себя на всех трех уровнях, т.е. своих особенностей как биологического индивида, как социального индивида и как личности.

Вто же время понимание уровневого строения человека еще не дает нам полного представления о сферах самопознания, их необходимо насытить конкретным содержанием.

Всовременной психологии существует множество схем, используя которые можно давать развернутые характеристики другим людям, организовывать собственное самопознание и, естественно, характеризовать самого себя. В самом общем виде можно выделить следующие блоки, которые могут быть подвергнуты самоанализу и самопознанию.

Личностно-характерологическиеособенности:качества личности и свойства характера,

в которых выражается отношение к другим людям (доброжелательность, общительность, вежливость, уступчивость и др.); к деятельности, труду, учебе (инициативность,

исполнительность, трудолюбие и др.); к самому себе (самоуважение, уверенность — неуверенность); к вещам (бережливость, аккуратность, опрятность); к природе; к искусству; к науке и т.п.

Мотивационно-ценностнаясфера личности— самопознание в себе собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и поведение.

Эмоционально-волеваясфера личности — познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умения мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др.

Сфера способностей и возможностей — анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов.

Познавательная сфера личности — осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач.

Сфера внешнего облика, особенностей темперамента — самоанализу подвергается собственный облик, внешний вид, походка, манера держать себя, разговаривать, а также свойства, которые в своей совокупности определяют темперамент.

Сфера отношений с другими людьми, социальным окружением — человек анализирует,

как складываются его связи с другими — близкими и не очень близкими людьми, как строится взаимодействие, анализирует стратегии собственного поведения, конфликты и барьеры.

Сфера деятельности — важно знать, какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек, как он их использует в жизни и деятельности, как их у себя развивает.

Сфера собственного жизненного пути — каждый человек в той или иной степени анализирует прожитое, подводиткакие-тоитоги, строит планы на будущее, занимается прогнозированием и самопрогнозированием собственной личности.

Понятно, что эта схема является довольно условной, в ней нельзя отразить все многообразие личности и жизни человека, которое может подвергнуться самопознанию и самоанализу. Схема лишь ориентирует на то, что в принципе мы можем познавать в себе.

Перечисленные сферы самопознания могут «располагаться» как во внешнем, так и во внутреннем мире. Поэтому можно говорить о самопознании себя во внешнем мире и о самопознании себя во внутреннем мире, самого этого внутреннего мира. Познать себя во внешнем мире — значит оценить свое поведение, свои поступки, выявить собственные возможности и способности, необходимые для выполнения деятельности, для общения. Как и внешний мир, внутренний мир имеет свое пространство, свои временные характеристики, здесь разворачивается нескончаемый диалог человека с самим собой, заключают «союз» и вступают в «конфронтацию» многочисленные субличности, которые в конечном итоге являются тем же человеческимЯ. Квнутреннему миру принадлежат наши чувства, переживания, мечты, намерения, мысли и многое другое. Открытие и познание своего внутреннего мира не менее интересное и увлекательное занятие, чем познание своего поведения в мире внешнем.

Выделим теперь области самопознания. Традиционно в психологии выделяют две области: сознание ибессознательное, однако в некоторых концепциях внимание обращается и еще на одну область —сверхсознание, иливысшее бессознательное. Так, 3. Фрейд в структуре личности выделяет Эго, илиЯ, которое полностью находится в сфере сознания и подчиняется принципу реальности,Супер-Эго,илиСверх-Я,находящееся одновременно и в сфере сознания, и в сфере бессознательного, представляющее по своей сути нормы, ценности, различного рода запреты, выработанные человечеством и регламентирующие поведение конкретной личности, а также Ид, или Оно, которое является носителем инстинктов и находится в сфере бессознательного. Согласно К. Юнгу, личность представляет собой сочетание целого ряда инстанций: Эго — реальное Я человека; Маска — то, каким человек желает казаться перед другими людьми; Тень — область бессознательного, куда вытесняются все те личностные качества, которые неприятны человеку, вызывают у него тревогу и которые в конечном итоге он не желает считать своими; наконец, Коллективное бессознательное, основу которого составляют так называемые архетипы, или первообразы, проявляющиеся в мифах, легендах, сказаниях у многих народов, например архетип Матери, архетип Героя, архетип Предка и др. Архетипы, составляя основу коллективного бессознательного, специфическим образом


Cсылка для сайта (HTML):

Cсылка для форума (BBCode):